Menu

frantishek drtikol

Франтишек Дртикол (Frantisek Drtikol) – чешский фотограф. 

Возможно, один из самых важных чешских фотографов первой половины 20-го века.
Франтишек Дртикол родился 3 марта 1883 года в г. Пршибрам, в купеческой семье. Хотел стать художником, но отец решил, что сын будет фотографом и, конечно, богачом, каким был пршибрамский фотограф Антонин Маттас, в обучение к которому Франтишек поступил по окончании средней школы. В ателье Маттаса Дртикол пробыл три года (1898—1901). В это время он познакомился с журналом «Фотографическое ателье», в котором публиковались работы нового поколения фотографов, направленные против коммерческой и любительской фотографии и защищавшие фотографию как одну из разновидностей художественного творчества. Из того же журнала Ф. Дртикол узнал о существовании двухлетней фотошколы в Мюнхене, что имело решающее значение для его будущего. Дртикол подал заявление и был принят. Учащиеся должны были посещать музеи и галереи, изучать скульптуру и живопись с точки зрения их фотогеничности, фотографировать в пленэре, снимать архитектуру и жанровые сценки. Самой важной дисциплиной было изучение портрета, исходными пунктами которого было изучение художественных традиций Кранаха, Рембрандта, Дюрера, Ван-Дейка и Веласкеса. В школе господствовал девиз, ставший принципом Дртикола на всю жизнь: «Искусство едино, а форм его — тысячи.» Школу он закончил с великолепными результатами. Получив диплом, поступил на работу в ателье Шумана в Карлсруэ, а затем некоторое время работал в Швейцарии. Вернувшись на родину, Дртикол сначала работал в Турнове, потом в Праге.
В 1910 году он открывает свою фотостудию. Это была знаменитая фото-студия, в ней Франтишек Дртикол делает исторические портреты выдающихся людей своего времени: первого президента Чехословакии – Т. Г. Масарика, министра иностранных дел Чехословакии – Эдварда Бенеша, композитора Леоша Яначека, и многих других, чьи имена сегодня стали легендой. Однако, талант Дртикола в качестве фотопортретиста, всего лишь одна из составляющих его мирового признания.
Его художественная фотография отличается смелостью решения. В своих работах он расширил границы авангарда. Изначально сосредотачивая внимание на все более и более выразительном ню, он движется к полному устранению живой модели.  В поздних работах автора в объектив фотокамеры Дртикола попадают лишь картонные фигуры. Он основывается на  геометрических принципах движения ар-деко. Использование мягкого освещения создает в работах фотографа сказочные композиции. Композиции, которые переносят зрителя, как в необычное время, так и в необычные плоскости.

Изначально, центральной фигурой фотографического изучения для Дртикола была человеческая форма. Начиная с работы над портретами, изучая лицо и его составляющие, фотограф переходит к изучению всего тела и разработки ню.
Грань между реальным и абстрактным стираются в работах Дртикола. Живые реальные модели сопоставляются с движением, фигуры удлиняются и зритель осознает, что это происходит благодаря абстрактному нереальному растяжению самого пространства. Эти эффекты достигаются благодаря профессиональному точному использованию света. Фотограф говорил, что хочет уловить и сфотографировать модель – как Божье творенье, без предрассудков и штампов.

Начиная с 30-х годов, внутренний поиск Дртикола приводит его к мысли об использовании неживых фигур. Изначально фотограф просто вводит их в свои композиции. Эти эксперименты приводят к тому, что живая модель, как таковая, переходит из доминантной позиции в позицию элемента. Как говорил сам фотограф, его вдохновляли три вещи: декоративность, движение и неподвижность. Для Дртикола фигура, живая модель, в этот период, становиться всего лишь частью других элементов в кадре. Все эти элементы сбалансированы, но они лишь дополнение друг друга. Считается, что попытка фотографа прировнять живую модель с неживыми фигурами, своими корнями восходит к увлечению Дртикола буддизмом. И в этом контексте определение, возможно, необходимо понимать наоборот. Это, скорее всего, была попытка нащупать контакт с духовной стороной неживых вещей.

В 1935 году Дртикол неожиданно для всех бросает фотографию. Он продает свою студию в Праге и начинает постепенно передавать свои фотографии и рисунки (более 5000 штук) в музейные коллекции.  Для искусствоведов и культурологов остается открытым вопрос о том, почему, на пике популярности и мирового признания, после 25 лет работы и поиска Франтишек Дртикол навсегда оставил фотоискусство. Живя в стороне от всего, Дртикол рисует свои философские и теософические этюды, занимается изучением йоги и восточной философии, в соответствии с принципами которой пытается жить. И так он прожил в полном забвении до своей смерти в 1961 году.

gallery button bw

back to top