Menu

istericheskaya psihopatiya

Истерическая психопатия и акцентуация характера

Первые личностные отклонения появляются у детей в возрасте 2-3 лет или в дошкольном возрасте. Такие дети обидчивы, капризны, подвижны, склонны к паясничанью, могут передразнивать взрослых или подражать им. Они легко запоминают детские стихи и сказки, шутки и анекдоты, подслушанные у взрослых, и могут весьма забавно копировать их. У них живое воображение, они впечатлительны и эмоциональны.

Дети с истерическими чертами характера обычно становятся «кумиром» семьи, их способностями восторгаются их папы и мамы, а особенно бабушки и дедушки, демонстрируют их способности гостям, и дети с удовольствием устраивают для них спектакли, декламируют стихи, могут на ходу сочинить забавную историю, чтобы посмешить взрослых.

Типичная картина — в доме гости, собрались взрослые люди, а 3-5-летний малыш(ка) постоянно крутится на виду, вмешивается в разговоры взрослых, по просьбе мамы с папой или по собственной инициативе карабкается на стул (чтобы всем гостям было видно) и читает детский стишок или поет песенку, а взрослые бурно восхищаются, хотя никаких особенных вокальных данных или способностей к декламации у ребенка нет. Обычно ребенок не ограничивается одной песенкой или стихом, а долго удерживает внимание взрослых. Такие дети порой бывают назойливы, особенно если родители постоянно хвалят ребенка и восхищаются его талантами (чаще всего сильно преувеличенными).

Дети с истерическими чертами характера очень быстро становятся центром всеобщего внимания и среди взрослых, и в детском коллективе. В дальнейшем они прилагают все усилия, чтобы постоянно привлекать к себе внимание любым способом.

У таких детей всегда завышена самооценка, особенно если их постоянно нахваливают взрослые, и очень скоро они начинают пользоваться своим положением и требовать большего, чем они могут получить. Но возможностей для того, чтобы постоянно быть в центре внимания, у них недостаточно.

Стремясь привлечь к себе всеобщее внимание, они могут придумывать о себе вымышленные истории, приукрашивать истинные события, и в дальнейшем склонность к выдумкам, преувеличению, фантазированию и лжи сохраняется у них на всю жизнь. Это называется псевдологией.

Вымышленные истории, в которых истерик якобы принимал участие, могут быть заимствованы им из жизни других людей, из кинофильмов или просто придуманы. Чаще всего рассказы истерика — обычное бахвальство, далекое от реальности, или искажение реальных событий, что дает ему возможность предстать в более выгодном для себя свете. Для каждого нового слушателя он может рассказать новую версию своих «похождений», и чем чаще истерик рассказывает какую-нибудь историю, тем большими подробностями с каждым разом она обрастает. При этом истерик сам начинает верить, что все, что он о себе сочиняет, действительно с ним происходило. Если его ловят на лжи, он может вполне искренне обидеться и ничуть не чувствует себя смущенным, объясняя такое отношение окружающих тем, что они просто завидуют его «успехам».

Истерик может выдать чужие стихи или рассказ за свое собственное творчество, но если его ловят на плагиате, он даже не смущается, отделываясь шуткой, или смущается очень недолго.

Некоторые истерики становятся патологическими лгунами, и лгут даже без явной выгоды, и порой невозможно отличить, когда они говорят правду, а когда сочиняют.

Псевдология может быть и формой реагирования на трудные или стрессовые ситуации, а может быть и характерным свойством истерической личности.

При отсутствии возможности занять центральное положение за счет своих способностей, истерические личности используют любые способы, чтобы обратить на себя внимание. Уже в подростковом и юношеском возрасте истерик старается привлечь к себе внимание сверстников хвастовством, рассказами о своих мнимых успехах, достижениях, необычайных способностях, удачливости, «подвигах», любовных приключениях или «необыкновенных» событиях, участниками которых он якобы был, стремится доминировать над другими и быть лидером в любой компании.

Желания истерической личности всегда преобладают над разумом. Не найдя рациональных путей к самоутверждению, истерик избирает другие способы. Это может быть фантазирование, придумывание себе новой биографии (например, подросток с истерическими чертами характера может выдумать, что является внебрачным ребенком какого-нибудь знаменитого человека), мошенничество и прочее.

При неудовлетворенности своим положением, обидах, ущемленном самолюбии может быть уход в мир грез и фантазий. Чаще это свойственно подростковому возрасту, но может наблюдаться и у молодых девушек, недостаточно внешне привлекательных, но тем не менее, переоценивающих свои внешние данные и претендующих на внимание юношей. Например, девушка с истерическими чертами характера представляет себя героиней известных романов, где прекрасный юноша влюбляется в нее, кипят бурные страсти, но её сердце принадлежит другому, и она «холодна, как мрамор», высокомерна и неприступна.

Аналогичные фантазии могут быть и у юноши с истерическими чертами характера, если его отвергают сверстницы. Он представляет себя героем известного кинобоевика, суперменом, мужественным красавцем, от которого «без ума» все женщины, а он высокомерно их отвергает.

Юноша (или девушка) с истерическими чертами характера в своих фантазиях представляет, что его (ее) любит известная киноактриса (актер), он (она) шлет своему кумиру любовные послания с пылкими признаниями в любви, стремится увидеться со своим идеалом, осаждает артиста на концертах, подкарауливает около дома, а всем сверстникам хвастается, что добился (добилась) взаимности и таинственно намекает на бурный роман со знаменитостью.

В тех случаях, когда родители растят сына или дочь в атмосфере вседозволенности, постоянно хвалят и внушают, что «сыночек» («доченька») самый умный, самый талантливый, способный добиться больших успехов в жизни, а любые, даже вполне средние достижения ребенка бурно одобряются и приветствуются родителями как «выдающиеся», — то истерические черты ещё больше усугубляются. Если его (ее) хвалят и ставят их в пример другим, то он (она) хочет, чтобы хвалили постоянно. А чем больше его (ее) хвалят, тем больше он (она) приобретает уверенность в своих «выдающихся» способностях. Ему (ей) ничего не запрещают, что запрещается другим детям. Мама с папой не одергивают сына (дочь), не делают замечаний, даже если его (ее) поведение не вписывается в общепринятые рамки, лишь бы не лишать его (ее) инициативы и не травмировать.

В результате такого воспитания не формируется моральных противовесов и стремления анализировать свои поступки, соизмеряя их с общепринятыми нравственно-этическими нормами. Уже с юных лет они считают себя выдающейся личностью, которой позволено то, чего нельзя другим. Став взрослыми, они активны, инициативны, «без комплексов», но и без моральных принципов. Это люди с высокими амбициями, самоуверенные, а иногда и высокомерные, они очень высокого мнения о себе и своих способностях, что чаще всего не соответствует действительности. Их претензии на лидерство обычно не имеют под собой никаких оснований — они всего лишь хотят быть на виду. Но не являясь сильной личностью, истерики пасуют в ситуациях, в которых должны были бы проявиться их качества лидера, на роль которого они претендуют.

У некоторых истерических личностей действительно есть определенные способности, но чаще всего, сильно преувеличенные. У них хорошая память, раскованное мышление, они контакты, умеют понравиться, поэтому они могут довольно быстро овладеть новой специальностью или создать свое дело. Есть немало истериков, которые прекрасно устроились в жизни за счет других людей и делают «легкие деньги».

А у большинства способности среднего уровня, но они умеют создать впечатление своей исключительности. Рядом могут быть другие, гораздо более талантливые специалисты и профессионалы своего дела, но они не так нахальны и «нахраписты», как истерики, не умеют «подать себя» и представить свою деятельность в самом выгодном для себя свете, поэтому они остаются в тени, а истерик — всегда на виду.

Основные «способности» истерических личностей — это умение выделяться и подчеркивать свои достоинства. Уже со школьных лет они всюду «лезут» с предложениями и инициативой, всюду первые, лишь бы их заметили и выделили среди остальных.

В том, что «исключительные способности» истерика мнимые, окружающим сразу разобраться нелегко. Педагоги поначалу их считаются способными, они легко все схватывают, запоминают новую информацию, умеют создать о себе самое лестное мнение. Их считают активистами, новаторами и энтузиастами, хвалят и ставят в пример другим. Но затем оказывается, что они, проявляя инициативу, предпочитают больше «работать языком» и «осуществлять общее руководство», чем действительно заниматься делом, предоставляя всю черновую работу другим.

Истерические личности поверхностны во всем, им несвойственны усидчивость и трудолюбие. Если работа требует большой затраты времени и усилий, то вскоре они теряют интерес к этому делу. Им нравится только то, что дается легко и без особых усилий.

О таких людях смолоду говорят, что они способные лентяи, и часто корят их, что они работают не в полную силу. Но труд, требующий целеустремленности, настойчивости и упорства, их не привлекает, поэтому истинных способностей у них нет, так как общеизвестно, что талант — это способности, помноженные на труд.

Если в результате сделанной работы они надеются выделиться и оказаться в центре внимания, — то они могут взяться за это дело, если оно не занимает очень много времени, так как терпением они не отличаются, и любое дело могут сделать быстро, но недостаточно качественно.

О таких людях обычно говорят, что они способные лентяи, и часто корят их, что они работают или учатся не в полную силу. К труду, требующему целеустремленности, настойчивости и упорства, истерические личности не способны, поэтому истинных способностей у них нет, так как общеизвестно, что талант — это способности, помноженные на труд.

Если в результате сделанной работы истерик надеется получить похвалу и снова оказаться в центре внимания, — то он может выполнить её, если она не занимает очень много времени, так как терпением истерические личности не отличаются, и любое дело могут сделать быстро, но недостаточно качественно.

У многих истерических личностей хорошая память и раскованное мышление, поэтому даже не отличаясь хорошей успеваемостью в школе, они могут за короткий промежуток времени подготовиться к вступительным экзаменам и поступить в институт или престижное училище.

Люди с истерическими чертами характера предпочитают профессии, где их стремление быть постоянно на виду, в центре внимания, — может быть реализовано. Поэтому многие из них избирают профессию артиста, музыканта, журналиста, телеведущего и прочие творческие профессии, но не из-за того, что они имеют соответствующие способности, а именно ради удовлетворения потребности привлекать к себе внимание. Помимо тщеславия, немаловажным являлись и меркантильные интересы — высокие гонорары расцениваются как признание исключительных способностей и таланта.

Надо сказать, что у многих истериков есть способность к перевоплощению, подражанию и утрированная эмоциональность, но этого недостаточно, чтобы стать хорошим артистом или музыкантом. Основного условия для реализации и развития способностей — настойчивости, трудолюбия, целеустремленности и организованности, — у них нет.

Психиатрам известно, что талантливые артисты — это всегда люди с истероидными чертами характера. Но чаще всего у них присутствует именно истероидность, а не истеричность (хотя последняя тоже может быть, особенно у «звезд», но это уже приобретается вместе со славой), то-есть, некоторые черты, напоминающие истерические. Но без таких черт невозможна их профессия, поскольку лицедействовать, постоянно играть других людей, перевоплощаться, по требованию переживать различные глубокие эмоциональные состояния, — человек без истерических черт характера не сможет. В той или иной степени истероидность, истерическая акцентуация характера, а иногда и истерическая психопатия, — свойственны всем представителям творческих профессий, а актерам — в первую очередь.

Из множества признаков, присущих истерической психопатии — стремление постоянно находиться в центре внимания любыми способами — самый главный симптом. Такие люди всегда хотят казаться более значительной личностью, чем они есть на самом деле.

Истерическим личностям свойственны позерство и поступки, рассчитанные на внешний эффект. Основная тенденция, свойственная истерическим личностям, — это стремление к «показухе» и «игре на публику», стремление «пустить пыль в глаза» и выдать желаемое за действительное. Для обозначения этих черт характера в психиатрии есть термин демонстративность — то есть, стремление продемонстрировать окружающим свои какие-либо «необычайные» качества, способности, «достоинства» и благодаря этому выделиться среди остальных людей. В принципе истерику безразлично, что именно демонстрировать, лишь бы быть на виду, в центре внимания. Демонстративность обычно сочетается с переоценкой собственных способностей и возможностей, высокомерием и пренебрежительным отношением ко всем окружающим. Демонстративность может сочетаться с театральностью. То есть, истерик ведет себя как актер, а окружающие для него — это «публика», «зрители», для которых он разыгрывает «спектакль».

Стремление выделяться может проявиться в желании быть оригинальным, эксцентричным в одежде и поведении, совершать необычные поступки, не укладывающиеся в общепринятые нормы поведения. Это стремление проявляется и демонстрациями собственного превосходства и своих якобы исключительных способностей, страстным поиском и жаждой признания у окружающих, преувеличением собственных заслуг или своих переживаний, театральностью, нарочитостью, рисовкой в поведении.

Как правило, их амбиции не совпадают с их реальными возможностями. Поэтому вторая особенность истерической личности — неспособность объективно оценивать собственные поступки.

И третьей особенностью является невозможность четко отграничить продукцию собственного воображения от реальности.

Тех истериков, у которых преобладает не жажда признания, а стремление к фантазированию и патологическая лживость, называют псевдологами или мифоманами. Одни переживания совершенно ускользают от их внимания, а другие воспринимаются очень ярко. Сочинив о себе невероятные истории, истерик начинает сам в них верить, и в дальнейшем будет рьяно отстаивать, что все, что он рассказывает, на самом деле с ним происходило. Истерик не в состоянии увидеть разницу между фантазиями и реальностью, между увиденным во сне или в кинофильме и собственной жизнью.

При первом знакомстве истерик может показаться мягким, ласковым, уступчивым. Однако со временем становится явной неестественность и наигранность их поступков. В зависимости от изменения ситуации меняется и поведение истерика.

Есть среди акцентуированных истерических личностей действительно эмоционально очень тонкие люди, прекрасно чувствующие аудиторию и её отклик. Они интуитивно ощущают реакцию собеседника и «играют на зрителя», бессознательно подстраиваясь под него и делая то, что ждет собеседник. Они очень пластичны, тонко чувствуют малейшее изменение настроения и отношения собеседника, легко откликаются на любые изменения и перестраиваются. Они никогда не «выходят из образа», не фальшивят и не переигрывают, их игра (но не наигрыш) очень тонкая, рассчитанная именно на данного зрителя, они эмоциональны и очень обаятельными. Женщина может обворожить любого мужчину, даже если она некрасива и не очень умна. Мужчина с истерической акцентуацией характера тоже может быть очень обаятельным, и все женщины от него без ума, даже если он маленький лысый толстяк.

Человек с истерической акцентуацией характера кажется подкупающе искренним, в нем нет ничего нарочитого, искусственного. Он может иметь много образов, и в каждом ведет себя совершенно естественно, а неискушенный собеседник никогда не поймет, где же истинное лицо этого человека. Например, во взаимоотношениях с мужчиной, которого она хочет заполучить, женщина может выглядеть ласковой «кошечкой», мягкой, женственной и уступчивой, а в других случаях она ведет себя как настоящая стерва, безжалостная, эгоистичная и жестокая.

Один мой коллега, известный психиатр, говорил: «Женщины-истерички — ужасны. Но каждая женщина должна чуть-чуть «подистеривать», тогда она интересна мужчине».

Любая интересная с позиции мужчин женщина всегда обладает некоторыми истероидными чертами. Они включают: эмоциональность и экспрессивность эмоций, желание и умение нравиться и привлекать внимание мужчины, образность и раскованность мышления (что не исключает фантазирования), легкость и богатство ассоциаций, умение чувствовать аудиторию (даже если она состоит всего из одного мужчины) и отношение к себе, умение понравиться и даже очаровать любого человека, будь то мужчина или женщина, кокетство и стремление и умение быть привлекательной, — и многое другое.

Но все это свойственно только людям с акцентуацией характера по истерическому типу, а не истерическим психопатам, поскольку психопатия подразумевает нарушение адаптации к окружающему миру.

А у истерических психопатов эмоциональность проявляется ярко, преувеличенно, бурно, театрально, с заламыванием рук и эффектными позами, бурными объятиями или рыданиями. Все у них преувеличено, и нередко с оттенком искусственности, фальши.

Других людей они могут утомлять своими крайностями, из любого пустяка они могут разыграть целую трагедию, рассчитанную на публику. Им обязательно нужны зрители для их драматических переживаний, и разыгрывая очередную бурную сцену, они внимательно следят, какой эффект она оказывает на тех, кто за ними наблюдает.

Рассказывая очередную вымышленную историю, истерик всегда отводит себе в ней главную роль. Или он может рассказывать о «непереносимых», «нечеловеческих» страданиях (обычно вымышленных или сильно преувеличенных), которые ему якобы пришлось пережить, лишь бы привлечь к себе этим внимание.

Даже в зрелом возрасте многие женщины с истерической психопатией не могут избавиться от кокетства с молодыми мужчинами, которое в явном диссонансе с их возрастом и внешностью. Порой подобное поведение престарелой кокетки производит нелепое и отталкивающее впечатление — она «играет глазами», хлопает ресницами, как маленькая девочка, говорит тоненьким голоском.

Но и стареющим мужчинам с истерическими чертами характера это тоже может быть свойственно в присутствии молодых привлекательных женщин — они «распускают хвост», пытаясь заинтересовать юную собеседницу своими мнимыми любовными приключениями и победами, и внешне это выглядит весьма непривлекательно.

Стремление иметь аудиторию у некоторых истериков настолько гротескно, что в совершенно неподходящей ситуации, например, в очереди в поликлинике или в общественном месте он начинает очень громко рассказывать какую-либо вымышленную или явно преувеличенную историю совершенно незнакомому человеку, оживленно жестикулируя, сопровождая свой рассказ утрированной мимикой и не обращая внимания на недоуменные взгляды рядом находящихся людей. При этом истерик посматривает на окружающих, следя за их реакцией, и если видит, что кто-нибудь заинтересовался его рассказом, в дальнейшем он всю свою театральность адресует такому зрителю, а если зрителей несколько, то тогда он полностью удовлетворены. Но если нет, ему достаточно и одного зрителя или слушателя.

Но несмотря на бурное и театральное выражение эмоций, на самом деле эмоции истерических психопатов неглубоки и непостоянны. Психиатры говорят об эмоциональности истериков как о «соломенном огне чувств» — то есть, эмоции быстро вспыхивают (как солома), но так же быстро и прогорают.

Помимо всего прочего, истерики эгоцентричны, себялюбивы и равнодушны к окружающим, хотя внешнее проявление их сочувствия может казаться искренним. Они неспособны к глубоким привязанностям, чувствам и любви, хотя и могут подробно рассказывать о своих якобы бурных чувствах, используя фразы из дешевых мелодрам — «Я вся в любви!» , «Я так безумно любила!» В конце любой сказанной истериком фразы можно ставить восклицательный знак, а то и три.

Поверхностность эмоций истерик проявляется даже в отношении к собственным детям. Поначалу истерик приписывает собственному ребенку необыкновенные способности, подчеркивая всем своим поведением, что такой одаренный ребенок мог родиться только от столь же необыкновенного родителя.

Некоторые истеричные экстравагантные мамы столь же экстравагантно одевают и своих детей, делают им необычные прически и любят гулять с детьми в общественных местах, привлекая к себе внимание роскошной коляской или шикарно разодетым ребенком. Если кто-либо скажет им вслед: «Ах, какая прелестная пара — и мама и ребенок!» — они будут на верху блаженства.

Но глубокой привязанности истерик не испытывают даже к свои детям. Женщин тяготит обыденность и рутинность родительских обязанностей — стирая пеленки или готовя ребенку кашу, она никак не может проявить своего стремления быть в центре внимания.

Дефект чувства любви она «компенсирует» демонстрацией «любви». На людях женщина-истеричка может представлять себя идеальной матерью, «обожающей» своего сына (или дочь), но при первой же возможности она постарается передать ребенка на попечение няни, собственной матери или свекрови. Она может на бегу заглянуть в детскую, посюсюкать и потискать ребенка, и убегает куда-нибудь, где есть общество. В разлуке с ребенком она рассказывает всем, как она от этого страдает, но отнюдь не спешит забрать ребенка, если он воспитывается в другом городе у бабушки.

Чаще всего истерические личности завистливы и ревниво относятся к чужому успеху, это их очень задевает и оскорбляет. Особенно явно это у представителей творческих профессий. Имея склонность все относить к собственной личности, чужой успех они расценивают как непризнание их собственных заслуг, винят в этом окружающих, которые «недооценивают» их таланты, во всем видят интриги соперников. Они очень любят скандалы, сплетни и интриги. Если начинающая актриса из-за своего скандального или аморального поведения становится предметом для всеобщего обсуждения и сплетен, — это как раз то, что ей нужно для самоутверждения и рекламы. Некоторые истерички и истерики намеренно сочиняют о себе различные истории, не стесняются рассказывать о своей интимной жизни журналистам или публиковать шокирующие общественность воспоминания о своих похождениях.

Понятие о нравственности и нормах поведения в обществе у истерика весьма своеобразно и полностью подчинено основной особенности его личности — если это может привлечь к нему всеобщее внимание, он вывернет все свое грязное белье на публике, не забыв облить грязью тех, кто, на его взгляд, недостаточно оценил его способности. Истерики абсолютно неспособны реально оценивать свои, как правило, средние способности, считают себя непризнанными талантами и переубедить их невозможно.

По сути это люди внутренне малосодержательные, несмотря на внешне кажущуюся яркость. Подчас за этой внешней «показушностью» можно разглядеть внутреннюю пустоту и даже убогость. Вся их психическая деятельность поверхностна, рассчитана на внешний эффект. Например, истерик могут высокопарно разглагольствовать о высоких материях, а на деле оказывается, что его знания ограничиваются беглым знакомством с философским словарем. Он может демонстрировать свою начитанность, хотя на самом деле, кроме аннотации к произведениям известных авторов, он ничего не читал. Истерик может хвастаться знакомствами со многими знаменитостями и приводить подробности их биографии, почерпнутые их популярных журналов и газет, или где-то услышанные, а подчас и придуманные им самим.

Истерические личности могут преувеличивать собственное общественное положение, намекать на знакомство с высокопоставленными лицами или какую-то особо секретную работу, сохраняя загадочное выражение лица и лишь намеками давая понять о собственной значимости, хвастаться своими связями и обширными знакомствами, обнадеживая других людей, что окажет им необходимую поддержку, не скупится на обещания, хотя все это плод его богатой фантазии.

В современных условиях, когда творческие профессии перестали считаться престижными и высокооплачиваемыми, человека с истерическими чертами характера больше всего привлекает торгово-посредническая деятельность. При этом самому ничего создавать не надо, посредник перепродает то, что произвели другие, и при этом крутится среди деловых людей, все время на виду, да и прибыль немалая. Такая работа истерику как раз по душе. Основная работа коммерсанта — переговоры. Даже считать самому не обязательно — для этого есть бухгалтер. А в разговорах и умении произвести нужное впечатление истерикам равных нет.

Работа в торгово-посреднической области — это как раз та стихия, где истерик чувствует себя, «как рыба в воде». Успех в коммерции в немалой степени зависит от того впечатления, которое производит коммерсант. У него должен быть хорошо подвешен язык, он должен уметь легко входить в контакт с теми, в ком он заинтересован, уметь произвести хорошее впечатление на клиента, делового партнера или кредитора, понравиться ему, уговорить вложить деньги в его дело, суля баснословные прибыли, или «всучить» свой товар, где надо — схитрить, сжульничать, не испытывая никаких угрызений совести, по принципу: «Не обманешь — не продашь». Истерики умеют находить общий язык и с чиновниками, от которых зависит успех коммерции.

Подавляющее большинство современных «новых русских» — это истерические личности. У них все напоказ, они «сорят деньгами» и больше демонстрируют свое богатство с помощью типичных внешних атрибутов (дорогие машины, дорогая одежда, сотовый телефон и прочее), чем действительно богаты.

Даже если у истерика «нового русского» есть определенные способности, но основного условия для их реализации — настойчивости, трудолюбия, целеустремленности и организованности , — у него нет. Он может легко загореться новым проектом, но если выясняется, что для успеха дела надо потрудиться, — истерик быстро «остынет» и потеряет к нему интерес.

Это крайне необязательные, безответственные и лживые люди. Болтать языком, обещать, выдвигать идеи, которые истерик не собирается реализовать, крутиться среди деловых людей, вести переговоры, заключать множество контрактов, которые никогда не будут осуществлены, — вот стихия истерика «нового русского». Но обычно все это — пустая болтовня и позерство.

Лживость или явное преувеличение своих возможностей, заслуг и успехов присущи всем истерическим личностям. Порой трудно определить, когда истерик говорит правду, а когда лжет. Это люди, которым нельзя верить. Они могут наобещать «с три короба» и не выполнить своего обещания, могут открыто хвастаться или таинственно намекать на свои обширные связи и знакомство с высокопоставленными чиновниками, политиками и другими влиятельными людьми, говоря о них запанибратским тоном как о близких приятелях, а на самом деле знают о них всего лишь с чужих слов.

Психиатры прошлых веков называли истерию «великой симулянткой». Имеется ввиду, что у истериков бывают мнимые расстройства здоровья, которые могут напоминать практически любую болезнь. А применительно к личности можно сказать, что истерик может «сыграть» любую роль, которая от него в данный момент требуется. Он может быть многоликим в зависимости от ситуации. Если надо — на деловых переговорах истерик может произвести впечатление серьезного, ответственного, обязательного человека с большими связями, и будет выглядеть настолько правдивым и убедительным, что партнеры ему поверят. В иной ситуации истерик может выглядеть легкомысленным и бесшабашным авантюристом, для которого риск — это смысл жизни. Перед давними приятелями или женщиной, на которую он хочет произвести впечатление, — он может играть роль удачливого предпринимателя, к которому деньги сами идут в руки, и любое дело он может превратить в «золотое дно». Перед людьми, которые от него зависят, он может демонстрировать, какой он «крутой». Каков он на самом деле — знают только самые близкие люди.

Истерики — прирожденные актеры, чувствующие ответную реакцию делового партнера на переговорах. Истерик может продемонстрировать замечательные качества, которыми он вовсе не обладает, и произвести самое благоприятное впечатление на своих слушателей, так как у него врожденная способность к перевоплощению и подражанию. «Играют» роль они очень убедительно. При желании истерик может очаровать любого человека и добиться нужных ему льгот, уступок и резолюций даже у матерого чиновника-бюрократа.

Истерик — солист, и если у него есть заинтересованная «аудитория», то, любуясь собой и почти веря в то, что сам говорит, он будет стараться произвести ещё более сильное впечатление на своего «зрителя». Уже при первой встрече истерик «новый русский» может так понравиться своему деловому партнеру или заказчику, которого он «обхаживает», что тот проникнется к нему полным доверием. Он может выглядеть очень серьезным и деловым, говорить доверительным тоном, взвешивая каждое слово и убеждая собеседника, что готов трудиться на благо общего дела почти бескорыстно, только лишь потому, что партнер ему очень симпатичен или у них общие интересы. Он якобы «вынашивает» множество планов, может поразить будущего делового партнера грандиозностью масштабов предполагаемой деятельности, своим «творческим потенциалом» и планами на будущее, выстраивает колонки цифр и умело манипулирует ими, приводит, на первый взгляд, вполне убедительные данные о предполагаемой прибыли, а если почувствует заинтересованность собеседника, то будет «заливаться соловьем», строя все более фантастические проекты и суля ему «золотые горы».

Даже опытный человек может легко «попасться на удочку» истерику, когда тот уговаривает его вложить деньги в предполагаемый проект или дать ему крупную сумму в долг под большие проценты, хотя истерик даже не думает её когда-либо возвращать. Обманывают истерики очень легко. И они умеют находить людей, которые им поверят. Немало современных предпринимателей пострадало от непорядочности партнера-истерика.

Истерик «новый русский» может пообещать партнеру очень выгодный контракт или прибыльное дело, а на самом деле он даже и не предполагает выполнить свое обещание. А позже он придумает ещё одну «убедительную» историю для поверившего ему человека, которая «оправдывает», почему выгодное дело не состоялось, и наобещает ещё больше. И чаще всего ему снова верят, так как лжет любой истерик очень убедительно.

Он может втереться в доверие к человеку с большим капиталом и стать его «правой рукой», и «покровитель» будет пребывать в уверенности, что нашел отличного исполнителя, помощника или делового партнера, которому можно доверять. Но уже очень скоро богатого покровителя ожидает жестокое разочарование. Истерик работает только на себя. Благодарность за оказанное доверие, партнерство, порядочность, честь, благородство, чувство ответственности истерику абсолютно чужды. С обаятельной улыбкой он присвоит себе деньги покровителя, «подставит» его и предаст, но ни на секунду не усомнится в своем праве совершить любой бесчестный поступок, если лично ему это выгодно, и не будет чувствовать себя ни в чем виноватым.

Причем, играя какую-либо роль, сам истерик уверен, что все, что он говорит и делает, — искренне. Это не притворство в общепринятом понимании, когда человек сам сознает свой обман и сознательно вводит в заблуждение окружающих. Лживость истерика — это «вживание в роль», когда он сам верит в свои слова и обещания, даже если они явно расходятся с его реальными возможностями и его намерениями. Попробуйте доказать истерику, что он поступил бесчестно, обманул, подвел партнера, не имел права его обнадеживать и давать обещание, которое он явно не в состоянии выполнить. Уверяю вас, вам это не удастся. Истерик никогда не признает, что он не прав. Он будет с пеной у рта доказывать, что это не его вина, что ему просто не повезло или так сложились обстоятельства, виноваты все вокруг, но только не он сам.

Истерик может обокрасть своих компаньонов, сжульничать при коммерческих операциях, не испытывая никаких угрызений совести, а потом будет бить себя в грудь и клясться, что он честнейший человек и не присвоил себе ни копейки. И очень часто бывает так, что партнеры снова верят ему, даже если он подводил и обворовывал их неоднократно. В актерстве истерику равных нет.

Ради того, чтобы «пустить пыль в глаза», истерик может жить на широкую ногу, тратя огромные суммы на собственные прихоти, покупая все самое дорогое, разъезжая по престижным курортам и раздавая щедрые чаевые, постоянно «ломая комедию» и играя роль удачливого и предприимчивого бизнесмена, хотя он всем задолжал крупные суммы, в его кассе давно пусто, и он тратит чужие деньги.

back to top