Menu

Aldous Huxley poetry


Олдос Леонард Хаксли (Aldous Huxley; 26 июля 1894 — 22 ноября 1963) — английский писатель-модернист, новеллист, сценарист, поэт и философ. Один из самых ярких прозаиков Великобритании в период межу двумя мировыми войнами.

Хаксли был гуманистом, пацифистом и сатириком. Позже он стал интересоваться духовными вопросами: парапсихологией и философским мистицизмом, в частности универсализмом. К концу своей жизни Хаксли был широко признан одним из выдающихся интеллектуалов своего времени. Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе семь раз в разные годы.

Родился в английском городе Годалминг (гр. Суррей) третьим из четырех детей в элитной семье, известной своими знаменитостями. Самым известным был его дед – известный ученый-биолог Томас Генри Хаксли (Thomas Henry Huxley). Олдос также был внучатым племянником по материнской линии знаменитого поэта и критика Мэтью Арнольда, а его отец, Леонард Хаксли, писал биографии и стихи, занимался редакторской деятельностью. Примечательно, что и брат Джулиан стал не только биологом (как и единокровный брат Эндрю), но и писателем.

Учился в школе «Hillside School», где его мать работала директором. Вскоре, когда юному Олдосу Хаксли минуло 13 лет, умирает его мать, а три года спустя он сам заболел глазным воспалением (кератит) и впоследствии его зрение настолько ухудшилось, что он почти 18 месяцев он был лишен зрения и был освобожден от военной службы в период Первой мировой войны. Олдос Хаксли Благодаря тому, что юноша пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля. В 1916 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук, окончив в графстве Беркшир Итонский (1908-1913) и Балиолський колледжи (1913-1915) в Оксфорде и во время первой мировой войны служил в военном министерстве, а после ее окончания недолго преподавал в Итонском колледже.

Именно угроза полной потери зрения и «привела» молодого человека к литературе. Сочинительство развлекало его во время болезни и свой первый роман, который не был опубликован, Хаксли написал в возрасте 17 лет. В 1915-м он вошел в члены литературного кружка леди Оттолайн Морел (Ottoline Morell), где познакомился с Бертраном Расселом (Bertrand Russell), Д. Х. Лоуренсом (D. H. Lawrence), Т. С. Эллиотом (T. S. Eliot), Литтоном Стрейчи (Lytton Strachey), Вирджинией Вульф (Virginia Woolf) и Кэтрин Мэнсфилд (Katherine Mansfield). Начинал как поэт, опубликовав в 1916-1920 годах несколько сборников поэзии. В 1919 стал членом лондонского клуба «Атенеум», некоторое время был театральным критиком в «Вестминстер газетт» (West-minster Gazette) и библиотекарем в книжном клубе Челси, а к 1921 году, после опубликования своего первого романа «Желтый Кром», оставил журналистику и занялся литературным трудом.

В его произведениях речь, как правило, идет о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса, часто ярко отражены пацифистские темы. Критики не были единодушны в своем мнении. Если сначала его сатиру и «социальную зоологию» хвалили, то на его последующие книги реакция официальной критики была по большей части недоуменной, а иногда его откровенно ругали с намеками на слабоумие. Мировую известность же Олдосу Хаксли принес его пятый по счету роман «О дивный новый мир» (1932), ставший одним из столпов современной литературной антиутопии; его критики начали ставить на одну доску с Томасом Манном. Книга рассказывает о технократическом обществе 2 540 года от Рождества Христова, в основе которого лежит генетическое выведение различных его слоев – элиты, служащих, чернорабочих и т.д. Летоисчисление в нем ведется от Рождества Генри Форда (632-й год). Олдос Хаксли Естественно, что в таком мире устройство базируется на стабильности и социальном спокойствии, а неконтролируемые человеческие эмоции гасятся в центрах развлечений, с помощью секса и сомы – психоделического наркотика. Но вот в этом стабильном социуме появляется нарушитель спокойствия из отдаленной резервации по имени Дикарь, судящий окружающую его жизнь в этом государстве с точки зрения обыкновенного человека с живыми, а не синтетическими чувствами. Но постепенно он становится изгоем, отвергается этим миром и в финале не выдерживает эмоциональной нагрузки, совершив самоубийство.

Спустя двадцать пять лет Хаксли публикует своеобразное продолжение – публицистический роман «Возвращение в дивный новый мир» (1958), в котором описывается противоположное первой книге состояние и развивает мысль о том, что на самом деле все будет значительно хуже и страшнее, чем в первом романе.

Писатель много путешествовал. Жил во Франции, Италии (1923-27), в 1930-е годы принимал активное участие в деятельности британской пацифистской организации «Союз обета мира» (Peace Pledge Union), а в апреле 1937 года, вместе со своим гуру Джералдом Гердом, женой и сыном (в надежде, что жаркий климат пойдёт на пользу его ухудшающемуся зрению) перебрался в Калифорнию, но до конца жизни оставаясь гражданином Великобритании. С 1938 года работал сценаристом в Голливуде, участвуя в создании известных ныне кинокартин, как, например, «Гордость и предубеждение» (Pride and Prejudice, 1940) по роману Джейн Остин. Но некоторые из его сценариев для фильмов так никогда и не были сняты. В США он знакомится с Джидду Кришнамурти, под влиянием которого обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой. Именно в США начался второй (основной) период его творчества, когда Хаксли уходит от беллетристики и сосредотачивается на публицистике и философии. Этот период характерен более подробным рассмотрение человеческой сущности, он отмечен фантастическим романом «Через много лет» (1939), романом-размышлением «Время должно остановиться» (1944) и последней своей книгой – утопией «Остров» (1962).

Навеянный американскими ядерными бомбардировками японских городов, роман «Обезьяна и сущность» (1948) повествует о временах, наступивших после Третьей мировой войны (ядерной и бактериологической) и глобального перерождения человека на две расы – человекоподобных обезьян и обезьяноподобных людей. Война оставила нетронутой только лишь Новую Зеландию, из которой в Калифорнию отправляется на субмарине экспедиция, которая и обнаружила впавших в дикость последователей новоявленного культа Сатаны.

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимым Хамфри Осмондом (Humphry Osmond). Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание. Впоследствии в переписке с Осмондом им было употреблено впервые слово «психоделика» для описания влияния мескалина. Писатель очень серьезно отнесся к этому эксперименту, что написал эссе «Врата Восприятия» («The Doors of Perception») и «Рай и ад» («Heaven and Hell»), в которых описывает наблюдения и ход эксперимента, вплоть до своей смерти повторявший около десяти раз. «Двери восприятия» стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 60-х и дал название знаменитой группе «The Doors». Критики отмечают, что эффект от действия психотропных субстанций сказался и на его творчестве. Так, в последнем своем романе «Остров» (герой романа – циничный журналист Уилл Фарнаби – путешествуя по Дальнему Востоку, в результате кораблекрушения попадает на остров Пала) он описал положительную утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир» (Brave New World), и где гарантом общественного спокойствия выступало наркотическое снадобье.

Почти полвека Олдос Хаксли отдал литературе. Его наследие поражает своим объемом и разносторонностью – романы, стихи, пьесы, эссе, биографии, путевые дневники, публицистика. Он писал как заведенный, отказывая себе в отпусках и выходных, и делал свое дело методично, аккуратно, без особого надрыва. Последней книгой Хаксли стал сборник эссе «Литература и наука» (1963), в некоторых из них автор изложил свои взгляды на роль и значение научно-фантастической литературы. Олдос Хаксли и фантастика переплетены не только в его трех, опубликованных уже после смерти автора, детских сказках «Как проучили гремучего змея», «Тяготы и лишения Джеффри Пикока» и «Руки Якова», в пьесе «Счастливые семейства» (1920), рассказах «Книжная лавка» (1920), «Юный Архимед» (1924) и «Волшебница крестная» (1926), но и в главных его романах «О дивный новый мир» (1932), «Через много лет» (1939), «Обезьяна и сущность» (1948) и «Остров» (1962), где главная роль отведена утопии и антиутопии.

Член секции литературы Королевского общества, лауреат премии американской Академии искусств и литературы, классик мировой литературы, скончался в пригороде Лос-Анджелеса Голливуде после трех лет страданий вследствие диагностированного у него рака гортани. Незадолго до его смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи. А перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию 100 мкг ЛСД. И, несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу; спустя несколько часов Олдоса Хаксли не стало. Это событие прошло практически незамеченным: все газеты мира были заполнены обстоятельствами другой смерти – в этот же день убили президента США Джона Ф. Кеннеди. Надо, кстати, заметить, что в этот же день от почечной недостаточности скончался еще один известный британский писатель Клайв Стэплз Льюис (Clive Staples Lewis). Прах Олдоса Хаксли был захоронен в фамильном склепе в Великобритании.

Олдос Хаксли был женат дважды. Первый раз он сочетался браком 10 июля 1919 года с бельгийкой Марией Нис (Maria Nys), с которой прожил вплоть до самой ее смерти в феврале 1955 года, скончавшейся от рака груди. От нее у него остался единственный сын Мэттью Хаксли (Matthew Huxley). А 19 марта 1956 года он женился во второй раз на скрипачке и психотерапевте Лоре Арчер Хаксли (Laura Archera Huxley), с которой провел остаток своей жизни.

В последующие годы слава Олдоса Хаксли нисколько не померкла, его книги до сих пор переиздаются, исследователи изучают его жизнь и творчество, пытаются обнаружить неизданные произведения автора. Так, например, американская актриса Шэрон Стоун (Sharon Stone) в 1997 году обнаружила неизданный рассказ Хаксли под названием «Руки Якова» (Jacob's Hands), написанный в 1930-е годы в соавторстве с англо-американским романистом Кристофером Ишервудом (Christopher Isherwood). Речь в нем идет о жителе Калифорнии Якобе Эриксоне, который мог своими руками исцелять животных и о его любви к девушке Шэрон.

 

JONAH

A CREAM of phosphorescent light
Floats on the wash that to and fro
Slides round his feet enough to show
Many a pendulous stalactite
Of naked mucus, whorls and wreaths
And huge festoons of mottled tripes
And smaller palpitating pipes
Through which a yeasty liquor seethes.

Seated upon the convex mound
Of one vast kidney, Jonah prays
And sings his canticles and hymns,
Making the hollow vault resound
God's goodness and mysterious ways.
Till the great fish spouts music as he swims.

 

ИОНА

При слабом свете вещества,
Что в жиже плавает у ног,
Видны гирлянды из кишок –
Тут в круг свернулись, там – в овал;

Слизь сталактитами висит
Огромными; качает сок
Система трубок, и поток,
Их сотрясающий, бурлит.

Усевшись, как на холм крутой,
На почку, молится Иона,
Псалмов и гимнов помнит клад.
Звучит под гулкой пустотой,
Как Бог велик и добр на троне,
И кит плывёт, весь музыкой объят.

 

back to top