Menu

Aldous Huxley


Вечная философия

Я шел от Бога к Богу, пока Они не закричали на меня из меня — Я это ты!

Баязид Бистунский

Олдос Леонард Хаксли (Aldous Huxley; 26 июля 1894 — 22 ноября 1963) — английский писатель-модернист, новеллист, сценарист, поэт и философ. Один из самых ярких прозаиков Великобритании в период межу двумя мировыми войнами.

Хаксли был гуманистом, пацифистом и сатириком. Позже он стал интересоваться духовными вопросами: парапсихологией и философским мистицизмом, в частности универсализмом. К концу своей жизни Хаксли был широко признан одним из выдающихся интеллектуалов своего времени. Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе семь раз в разные годы.

Родился в английском городе Годалминг (гр. Суррей) третьим из четырех детей в элитной семье, известной своими знаменитостями. Самым известным был его дед – известный ученый-биолог Томас Генри Хаксли (Thomas Henry Huxley). Олдос также был внучатым племянником по материнской линии знаменитого поэта и критика Мэтью Арнольда, а его отец, Леонард Хаксли, писал биографии и стихи, занимался редакторской деятельностью. Примечательно, что и брат Джулиан стал не только биологом (как и единокровный брат Эндрю), но и писателем.

Учился в школе «Hillside School», где его мать работала директором. Вскоре, когда юному Олдосу Хаксли минуло 13 лет, умирает его мать, а три года спустя он сам заболел глазным воспалением (кератит) и впоследствии его зрение настолько ухудшилось, что он почти 18 месяцев он был лишен зрения и был освобожден от военной службы в период Первой мировой войны. Олдос Хаксли Благодаря тому, что юноша пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля. В 1916 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук, окончив в графстве Беркшир Итонский (1908-1913) и Балиолський колледжи (1913-1915) в Оксфорде и во время первой мировой войны служил в военном министерстве, а после ее окончания недолго преподавал в Итонском колледже.

Именно угроза полной потери зрения и «привела» молодого человека к литературе. Сочинительство развлекало его во время болезни и свой первый роман, который не был опубликован, Хаксли написал в возрасте 17 лет. В 1915-м он вошел в члены литературного кружка леди Оттолайн Морел (Ottoline Morell), где познакомился с Бертраном Расселом (Bertrand Russell), Д. Х. Лоуренсом (D. H. Lawrence), Т. С. Эллиотом (T. S. Eliot), Литтоном Стрейчи (Lytton Strachey), Вирджинией Вульф (Virginia Woolf) и Кэтрин Мэнсфилд (Katherine Mansfield). Начинал как поэт, опубликовав в 1916-1920 годах несколько сборников поэзии. В 1919 стал членом лондонского клуба «Атенеум», некоторое время был театральным критиком в «Вестминстер газетт» (West-minster Gazette) и библиотекарем в книжном клубе Челси, а к 1921 году, после опубликования своего первого романа «Желтый Кром», оставил журналистику и занялся литературным трудом.

В его произведениях речь, как правило, идет о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса, часто ярко отражены пацифистские темы. Критики не были единодушны в своем мнении. Если сначала его сатиру и «социальную зоологию» хвалили, то на его последующие книги реакция официальной критики была по большей части недоуменной, а иногда его откровенно ругали с намеками на слабоумие. Мировую известность же Олдосу Хаксли принес его пятый по счету роман «О дивный новый мир» (1932), ставший одним из столпов современной литературной антиутопии; его критики начали ставить на одну доску с Томасом Манном. Книга рассказывает о технократическом обществе 2 540 года от Рождества Христова, в основе которого лежит генетическое выведение различных его слоев – элиты, служащих, чернорабочих и т.д. Летоисчисление в нем ведется от Рождества Генри Форда (632-й год). Олдос Хаксли Естественно, что в таком мире устройство базируется на стабильности и социальном спокойствии, а неконтролируемые человеческие эмоции гасятся в центрах развлечений, с помощью секса и сомы – психоделического наркотика. Но вот в этом стабильном социуме появляется нарушитель спокойствия из отдаленной резервации по имени Дикарь, судящий окружающую его жизнь в этом государстве с точки зрения обыкновенного человека с живыми, а не синтетическими чувствами. Но постепенно он становится изгоем, отвергается этим миром и в финале не выдерживает эмоциональной нагрузки, совершив самоубийство.

Спустя двадцать пять лет Хаксли публикует своеобразное продолжение – публицистический роман «Возвращение в дивный новый мир» (1958), в котором описывается противоположное первой книге состояние и развивает мысль о том, что на самом деле все будет значительно хуже и страшнее, чем в первом романе.

Писатель много путешествовал. Жил во Франции, Италии (1923-27), в 1930-е годы принимал активное участие в деятельности британской пацифистской организации «Союз обета мира» (Peace Pledge Union), а в апреле 1937 года, вместе со своим гуру Джералдом Гердом, женой и сыном (в надежде, что жаркий климат пойдёт на пользу его ухудшающемуся зрению) перебрался в Калифорнию, но до конца жизни оставаясь гражданином Великобритании. С 1938 года работал сценаристом в Голливуде, участвуя в создании известных ныне кинокартин, как, например, «Гордость и предубеждение» (Pride and Prejudice, 1940) по роману Джейн Остин. Но некоторые из его сценариев для фильмов так никогда и не были сняты. В США он знакомится с Джидду Кришнамурти, под влиянием которого обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой. Именно в США начался второй (основной) период его творчества, когда Хаксли уходит от беллетристики и сосредотачивается на публицистике и философии. Этот период характерен более подробным рассмотрение человеческой сущности, он отмечен фантастическим романом «Через много лет» (1939), романом-размышлением «Время должно остановиться» (1944) и последней своей книгой – утопией «Остров» (1962).

Навеянный американскими ядерными бомбардировками японских городов, роман «Обезьяна и сущность» (1948) повествует о временах, наступивших после Третьей мировой войны (ядерной и бактериологической) и глобального перерождения человека на две расы – человекоподобных обезьян и обезьяноподобных людей. Война оставила нетронутой только лишь Новую Зеландию, из которой в Калифорнию отправляется на субмарине экспедиция, которая и обнаружила впавших в дикость последователей новоявленного культа Сатаны.

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимым Хамфри Осмондом (Humphry Osmond). Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание. Впоследствии в переписке с Осмондом им было употреблено впервые слово «психоделика» для описания влияния мескалина. Писатель очень серьезно отнесся к этому эксперименту, что написал эссе «Врата Восприятия» («The Doors of Perception») и «Рай и ад» («Heaven and Hell»), в которых описывает наблюдения и ход эксперимента, вплоть до своей смерти повторявший около десяти раз. «Двери восприятия» стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 60-х и дал название знаменитой группе «The Doors». Критики отмечают, что эффект от действия психотропных субстанций сказался и на его творчестве. Так, в последнем своем романе «Остров» (герой романа – циничный журналист Уилл Фарнаби – путешествуя по Дальнему Востоку, в результате кораблекрушения попадает на остров Пала) он описал положительную утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир» (Brave New World), и где гарантом общественного спокойствия выступало наркотическое снадобье.

Почти полвека Олдос Хаксли отдал литературе. Его наследие поражает своим объемом и разносторонностью – романы, стихи, пьесы, эссе, биографии, путевые дневники, публицистика. Он писал как заведенный, отказывая себе в отпусках и выходных, и делал свое дело методично, аккуратно, без особого надрыва. Последней книгой Хаксли стал сборник эссе «Литература и наука» (1963), в некоторых из них автор изложил свои взгляды на роль и значение научно-фантастической литературы. Олдос Хаксли и фантастика переплетены не только в его трех, опубликованных уже после смерти автора, детских сказках «Как проучили гремучего змея», «Тяготы и лишения Джеффри Пикока» и «Руки Якова», в пьесе «Счастливые семейства» (1920), рассказах «Книжная лавка» (1920), «Юный Архимед» (1924) и «Волшебница крестная» (1926), но и в главных его романах «О дивный новый мир» (1932), «Через много лет» (1939), «Обезьяна и сущность» (1948) и «Остров» (1962), где главная роль отведена утопии и антиутопии.

Член секции литературы Королевского общества, лауреат премии американской Академии искусств и литературы, классик мировой литературы, скончался в пригороде Лос-Анджелеса Голливуде после трех лет страданий вследствие диагностированного у него рака гортани. Незадолго до его смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи. А перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию 100 мкг ЛСД. И, несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу; спустя несколько часов Олдоса Хаксли не стало. Это событие прошло практически незамеченным: все газеты мира были заполнены обстоятельствами другой смерти – в этот же день убили президента США Джона Ф. Кеннеди. Надо, кстати, заметить, что в этот же день от почечной недостаточности скончался еще один известный британский писатель Клайв Стэплз Льюис (Clive Staples Lewis). Прах Олдоса Хаксли был захоронен в фамильном склепе в Великобритании.

Олдос Хаксли был женат дважды. Первый раз он сочетался браком 10 июля 1919 года с бельгийкой Марией Нис (Maria Nys), с которой прожил вплоть до самой ее смерти в феврале 1955 года, скончавшейся от рака груди. От нее у него остался единственный сын Мэттью Хаксли (Matthew Huxley). А 19 марта 1956 года он женился во второй раз на скрипачке и психотерапевте Лоре Арчер Хаксли (Laura Archera Huxley), с которой провел остаток своей жизни.

В последующие годы слава Олдоса Хаксли нисколько не померкла, его книги до сих пор переиздаются, исследователи изучают его жизнь и творчество, пытаются обнаружить неизданные произведения автора. Так, например, американская актриса Шэрон Стоун (Sharon Stone) в 1997 году обнаружила неизданный рассказ Хаксли под названием «Руки Якова» (Jacob's Hands), написанный в 1930-е годы в соавторстве с англо-американским романистом Кристофером Ишервудом (Christopher Isherwood). Речь в нем идет о жителе Калифорнии Якобе Эриксоне, который мог своими руками исцелять животных и о его любви к девушке Шэрон.


 

Вечная философия

Словосочетание philosophia perennis впервые было использовано Лейбницем. Но сама эта наука – метафизика, признающая присутствие божественной Реальности в мире вещей и разумных живых существ; психология, находящая в душе нечто подобное божественной Реальности или даже тождественное ей; этика, полагающая, что главной целью человека есть познание имманентной и трансцендентной1 Основы всего сущего, – сама эта наука универсальна и существует с незапамятных времен. Зачатки Вечной Философии можно обнаружить в фольклоре всех первобытных народов, а ее высшие формы отражены во всех религиях мира. Вариант этого Высшего Общего Фактора всех теологий, как прошлого, так и будущего, впервые был изложен в письменной форме более двадцати пяти веков назад и с тех пор на эту неисчерпаемую тему пишут представители всех религиозных направлений на всех основных европейских и азиатских языках. Ниже я сведу воедино многочисленные цитаты из этих авторов, самые красивые и запоминающиеся, выбранные в основном по принципу их значимости (они хорошо иллюстрируют отдельные элементы общей системы Вечной Философии). Эти цитаты собраны под различными заголовками и, так сказать, "вмонтированы" в мой комментарий, поскольку я ставил перед собой задачу иллюстрировать, связывать воедино, развивать и, при необходимости, разъяснять мысли их авторов.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

 

 

 

back to top